Виды упряжи для лошадей

Содержание

Упряжь лошадью красна: виды и строение сбруи

Виды упряжи для лошадей

Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа. Сбруя зависит от типа повозки, а также от количества запряженных коней. Более того, качество упряжи определяет производительность животного, поэтому важно знать и ее составные части, и уметь правильно подбирать. Как утверждают специалисты как костюм на человеке, так и сбруя должна сидеть «по фигуре».

Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры.

Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей.

Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.

После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.

В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт.

Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития.

В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.

Старинные украшения

Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.

) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке.

Однако пика популярности достиг в Римской империи.

А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение управлять лошадьми, но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.

Фото 1. Постромочно-дышловая запряжка коней Фото 2. Постромочно-оглобельная запряжка Фото 3. Тачаночная запряжка с четверкой Фото 4. Парный цуг Фото 5. Европейский оглобельно-постромочный экипаж

 «Курская мастерица шьет упряжь для лошадей»

Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.

Источник: https://zoohoz.ru/loshadi-i-koni/upryazh-vidy-stroenie-sbrui-9801/

Из чего состоит и какая бывает упряжь для лошади?

Виды упряжи для лошадей

Обычная конская упряжь – это система из сбруи, хомута и седла. Все детали необходимо подбирать под каждого питомца индивидуально, исходя из его телосложения и размеров. С давних времен на сбрую для коня не жалели денег. Обычно её делали на заказ, с подгонкой под животное. Сейчас коневоды могут приобрести упряжь в специализированном магазине или на рынках.

Состоит упряжь из хомута, уздечки, дуги, подбрюшника, вожжей и шлеи, иногда добавляются и другие элементы. Можно сэкономить, покупая уже готовую упряжь, но случается, что не все элементы подойдут питомцу. Специалисты советуют покупать все детали по отдельности.

Обязательный элемент упряжи – хомут. Он передаёт тяговую силу на оружие или повозку. Хомут надо надевать на шею так, что он не стеснял дыхание и не мешал двигаться. Этот элемент не должен быть слишком широким или длинным, иначе на теле коня появятся повреждения, и тяговая сила снизится. Чтобы хомут прочно и правильно держался, надо пользоваться прочной шлеей.

Шлея выполняется из кожи, и обеспечивает надежное торможение скакуна. Необходимо узнать четкий размер шлеи, который подходит конкретной лошади, иначе возникнут потертости. Надежность и срок службы всей упряжи зависит от подпруги, поэтому её делают только из кожи – материал не доставляет коню неприятных ощущений и плотно охватывает корпус снизу и по бокам.

Наиболее сложной частью лошадиной упряжи считается узда. Состоит она из удил, поводьев и недоуздка на голове питомца. Наиболее практичная – походная уздечка, позволяющая вести коня дублирующими поводьями. Можно даже поить его, не распрягая. Вожжи – обязательная часть упряжи. Делают их как в текстильном виде, так и в кожаном.

Седелка служит для поддержки и закрепления всей запряжки посредством чересседельника. Также она передает тягловую силу на спину коня. Бывает лежачая и горбатая сиделки. Предназначение подпруги – удерживать седелку на спине скакуна.

Шлея удерживает хомут на месте, когда лошадь спускается с горы, а также при осаживании и торможении. Подгоняется она так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми помещалась ладонь. Шлея делается из нескольких ремней.

Чересседельник проходит через седелку и двумя концами закрепляется на оглоблях. Этот элемент поддерживает массу дуги, хомута и оглобель на спине, а еще часть тяглового усилия передаёт на седелку. Подбрюшник и чересседельник – это по сути два соединенных кольцом ремня, которые одеваются петлей чересседельника на оглоблю.

Подбрюшник – еще один элемент фиксации положения запряжки. Он проходит под подпругой и закрепляется обоими концами на оглоблях. Степень поднятия оглобель должна быть не слишком высокой и низкой.

Дуга скрепляет хомут с оглоблями с помощью гужей. Она служит амортизатором при толчках и рывках. Деталь должна быть прочной и упругой. Оглобли делаются из прочного дерева и должны быть одинаковой длины.

Виды сбруи

Сбруя должна быть обязательно хорошего качества и соответствовать вашему питомцу. Необходимо также знать виды упряжей, поскольку от этого зависит их строение. Кроме того, независимо от типа оборудования, оно должны быть легким и легко ремонтироваться.

Исходя из назначения выделяют упряжки сельскохозяйственные, выездные и транспортные. Последние использовались для перевозки людей и грузов, поэтому они многолошадные. Для сельхозработ применяют одно- и пароконные сбруи. Выездные упряжки – парадные, и количество лошадей в них могло различаться.

Ниже расскажем о различных типах упряжей.

Одноконная

Одноконная упряжь бывает как дуговой, так и бездуговой. Предназначена она для одного животного. Первый тип подразумевает наличие дуги, супони, хомута, гужей, сиделки с чересседельником, оглобель, уздечки с вожжами и шлеи.

В бездуговой варианте шлея принимает на себя основную тяжесть повозки. Также имеются ременные горты, оглобли, хомута с гужевыми мочками и уздечки с вожжами.

Второе её название – оглобельно-постромочное, и в ней зачастую используют короткие оглобли, крепящиеся к седелке, а не к хомуту.

Комбинированая

Комбинированный тип упряжки считается типично европейским. В этом случае запрягаются много лошадей (в среднем 6-8). Упряжь в себе сочетает дышло с постромками и оглобли. Очень важно подбирать животных по силе и росту.

К примеру, коренники требуются крепкие и высокие, поскольку сдерживают экипаж. В паре или тройке с ними находятся пристяжные лошади, которые запрягаются постромками. Именно они и определяют повороты повозки. Впереди коренника ставят выносных лошадей.

Их тоже необходимо запрягать постромками, так как они задают направление движения.

ЦУГ

Упряжь для лошади Цуг – немецкое изобретение. Предназначено для шестерни, с двойным выносом. В настоящее время цуговая запряжка практически нигде не используется. В ней лошади идут гуськом либо парами, одна за другой. В упряжи Цуг для пар коней используется дышло. К нему припрягаются две или одна пара коренников. Все прочие лошади – выносные.

«Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь»

В этом ролике нам расскажут как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Источник: https://hrunya.ru/loshadi/soderzhanie-i-razvedenie/vidy-konskoj-sbrui-3653.html

Упряжь для лошади

Виды упряжи для лошадей

04.12.2018

Набор принадлежностей для седлания и упряжки коня используется с целью обеспечения комфорта наездника и для управления скакуном. Упряжь для лошади является неотъемлемой частью коневодства. В разных случаях могут применяться различные типы конской амуниции, отличающиеся составными элементами.

Упряжная лошадь Сельскохозяйственная сбруя Упряжь для лошадей Лошадка в упряжи
Лошадь с хомутом Упряжка с седлом Спортивная сбруя Выездная упряжь с хомутом

Что такое сбруя

Сбруя — это обобщенный термин, обозначающий совокупность принадлежностей для управления конем во время верховой езды или запряженным в повозку животным. Предметы упряжи могут включать элементы для скаковых и грузовых лошадей.

История появления сбруи

Сначала упряжь использовалась с целью крепления колес транспортного средства к животному. Постепенно система видоизменялась и совершенствовалась, ей придавалось все большее значение.

https://www.youtube.com/watch?v=4BA14T9d1TI

Во времена Древней Греции и Персии большое значение придавалось роскоши сбруи, ее красоте. Элементы украшались согласно статусу наездника, демонстрируя роскошь и достаток.

В Средние века акцент сместился на удобство упряжи. В этот период внешний вид сбруи претерпевает изменения, на ней становится меньше украшений. Она рассматривается как средство передвижения, которое должно характеризоваться механической крепостью. Декор используется вельможами и представителями знати.

Окончательный внешний вид и состав сбруи сформировался в XVI-XVII вв. С тех пор элементы практически не изменялись.

Из чего состоит сбруя

Главным элементом упряжи лошадей при верховой езде является седло. Также в состав сбруи могут входить следующие принадлежности:

  1. Хомут. Это наиболее важный предмет в системе. Используется для равномерного распределения тяжести повозки на плечи и шею животного. Размер и форма элемента подбираются индивидуально. Располагается на шее около холки и проходит через основание шеи.

  2. Дуга необходима для крепежа гужей к оглоблям.
  3. Узда размещается на голове коня и позволяет управлять животным. Существуют варианты уздечки с одним или несколькими удилами. Вариант без удил называется недоуздком. Используется в случае передвижения коня без упряжи.
  4. Седелка является конструктивной частью. Это кожаная амортизирующая подушка.

    Позволяет уменьшить нагрузку на плечи скакуна. Проходит под чересседельным ремнем. Необходима для поддержки оглобли.

  5. Шлея. Состоит из продольных и поперечных, а также откосных ремней. Используется для предотвращения сползания хомута.
  6. Вожжи для лошади представляют собой длинные ремни, обладающие высокой прочностью. Края вожжей крепятся к удилам.

    Этот элемент позволяет дистанционно управлять животным.

  7. Чересседельник. Имеет вид ремня, крепящегося на оглобле через седелку.
  8. Подпруга необходима для крепкой фиксации седла. Это широкий ремень высокой прочности.
  9. Гужи держат ободовый ремень, соединяя хомут с оглоблей.
  10. Подбрюшник предотвращает травмы лошади, амортизирует резкие колебания хомута и оглобли.

  11. Шпрунт — это скользящий повод, не позволяющий животному высоко задирать голову.
  12. Мартингал является частью сбруи, удерживающей нужное положение головы коня.
  13. Попона представляет собой специальное покрывало, задачей которого является защита животного от непогоды и насекомых.

Под седло подкладывается вальтрап, представляющий собой специальное покрывало.

Также используются ногавки — снаряжение для защиты ног животного от механических повреждений.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В сбруе может находиться несколько лошадей. Тандемом называется запряжка следующих друг за другом двух животных. Существуют особенности упряжки нескольких скакунов:

  1. Если ставится пара, используются смешанные и дышловые пароконные конструкции.
  2. Для упряжки коней в сельском хозяйстве часто применяется постромочный вид упряжи.

  3. Системы для тройки лошадей бывают разных видов. Русская упряжка отличается наличием в центре коренника, а по сторонам — пристяжных. Другим вариантом является запряжка гуськом. В этом случае коренник ставится за пристяжными. Этот вариант чаще используется для зимников.
  4. Для четверки коней можно сделать сбрую двух форм.

    В первом варианте животные идут попарно (дышловая и выносная), во втором — пристяжные обрамляют по сторонам пару коренников в дышловой паре. Такой вид упряжки называют квадригой.

  5. При упряжке 5 особей ставят 2 коренника и 3 пристяжных в ряд.
  6. Цуг используется для упряжки 6 коней, их ставят парами.

Более 6 голов ставят на торжественных шествиях или развлекательных мероприятиях. Наиболее распространенным видом упряжки является дышловая и русская (оглобельного типа).

Чистка и хранение

Для хранения конной амуниции не подходят пыльные и сырые помещения. Следует избегать попадания прямых солнечных лучей на сбрую. Экипировку хранят в теплом сухом и проветриваемом помещении. Некоторые особенности ухода:

  1. Тканевые изделия периодически стирают и просушивают.
  2. После каждого снятия элементы протираются от загрязнений.

  3. После езды в погоду с осадками сбруя вытирается насухо.
  4. Элементы из металла следует мыть и тщательно натирать, чтобы они блестели.
  5. Труднодоступные участки седла обрабатываются вспененной губкой, а основную поверхность чистят крем-мылом, после чего вытирают. Перед сушкой седло следует разобрать.

  6. От частого воздействия воды кожаные элементы становятся жесткими, на них формируются заломы. Влажную чистку достаточно делать 1 раз в неделю.
  7. Уздечки очищаются регулярно. Допускается мыть ремни в емкости с мыльным раствором, после чего насухо вытирать.
  8. Подпруги, бинты и ногавки вычищают щеткой после высыхания.

  9. После снятия седла вальтрап необходимо просушить. Для этого его переворачивают.

Правильное обслуживание и хранение сбруи продлят срок ее службы.

Упряжь для лошади Ссылка на основную публикацию

Источник: https://loshadi.info/soderzhanie/upryazh-dlya-loshadi

Сбруя для лошадей, виды, из чего состоит и функция конской упряжи

Виды упряжи для лошадей

Сбруя для лошадей – совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания, упряжи в повозку и управления животными во время верховой езды.

Подбирается индивидуально. Правильно выбранное снаряжение должно быть прочным, комфортным в использовании для ездока и удобным для коня. Какие виды сбруи существуют, отличие их друг от друга и чем руководствоваться при выборе?

Из чего состоит сбруя и в чем ее функция

Сбруя для лошадей – совокупность особых приспособлений, предназначенных для седлания

Конская амуниция состоит из:

  1. Хомута, распределяющего равномерное давление массы повозки на шею и плечевые суставы животного. Надевают на шею жеребца, рядом с холкой, снизу он проходит вдоль шейного хряща. Подбирается индивидуально.
  2. Шлеи, не дающей ярму сползать с лошадиной шеи во время движения. Выполнена в виде кожаных лямок – долевых, поперечных и откосных (по 2 шт.).
  3. Узды, расположенной на голове скакуна и использующейся для управления им. производятся без удил, с одним удилом или несколькими. Безудильная узда выполняет роль держателя животного без экипировки.
  4. Вожжей, предназначенных для контроля кобылы на расстоянии. Края вожжей крепятся к удилам.
  5. Седелки, поддерживающей оглобли.
  6. Чересседельника, выполненного по типу ремня и крепящегося на оглобле сквозь седелку.
  7. Подпруги, способствующей прочной фиксации седла. Она выглядит как широкий, прочный ремень.

Основные функции упряжи – обеспечение комфортных условий для всадника, едущего верхом, и управление лошадью для движения в нужном направлении.

Хомут – основная тяговая сила

Хомут в любой амуниции – это элемент, передающий тягловое усилие лошади или другой скотине на сани, плуг, повозку и т.п. Как и раньше, сегодня они изготавливаются самых разных размеров – все зависит от типа упряжи.

Для измерения длины необходимо измерить расстояние от верхней точки внутренней прокладки до начала клещей. Ширина определяется по размещенным отверстиям, пропускающим сквозь себя гужи.

Ярмо в пароконных и одноконных системах может различаться. В пароконных упряжках они оборудуются мочками, в одноконных – гужами.

В состав входят детали:

  • подушка;
  • супонь;
  • 2 клеща;
  • хомутина;
  • 2 гужа;
  • подкладка;
  • горт;
  • покрышка.

Ярмо маленького размера может душить скакуна, а чересчур большое будет болтаться, натирая шею животного.

Дышловые пароконные упряжи

Пароконные дышловые упряжи состоят из:

  1. Хомута.
  2. Дышла.
  3. Постромков.
  4. Уздечки и вожжей.
  5. Напильника-цепи.

С помощью дышла всадник может регулировать повороты конных упряжек, а постромки передают тягловую силу с ярма на повозки. Амуниция предназначена для двух кобылиц, но используют ее зачастую на одном животном.

Как правильно запрячь лошадь в русскую дуговую упряжь

Для правильного облачения коня необходимо выполнить ряд действий:

  1. Проверить элементы сбруи на наличие разрывов и потертостей, выровнять длину гужей.
  2. Надеть уздечку через уши лошади. Для этого зайти с левой стороны от коня и, удерживая животное левой рукой, правой зафиксировать ремень узды.
  3. Ввести удила через тот край, где отсутствуют зубы. В такой момент лошадь инстинктивно открывает пасть. Зимой удила следует прогревать перед использованием.
  4. Резким движением положить седелку ближе к холке питомца, затем сдвинуть на подходящее место. Эта процедура расправляет шерсть под седельным потником.
  5. Хорошо подтянуть подпругу, чтобы при движении лошади седелка не съезжала и не натирала мягкие ткани.
  6. Надеть хомут вверх ногами и шлею. Расправить шлею, после чего привести хомут в надлежащее положение. Во время этой процедуры важно следить за укладкой конской гривы. Запрещается разворачивать хомут против укладки.
  7. Надеть на коня оглобли, затем заложить дугу и зафиксировать оглобли на дуге с помощью гужей.
  8. Затянуть супонь для ее перпендикулярного нахождения по отношению к оглоблям. Собрать концы супони в петлю, быстро распускаемую при необходимости.
  9. Через седельные скобы и мочки подпруги продеть чересседельник, его конец привязать к правой оглобле. Проверить прочность устройства.
  10. Завязать подбрюшник, но так, чтобы оглобли при езде не двигались вверх-вниз. Это может травмировать скакуна и доставить неудобства всаднику.

Заключение

Если несколько десятков лет назад лошадей использовали в качестве транспорта и перевозили на них различные грузы, то в настоящее время они все реже используются в виде тяглового транспорта.

Тем не менее важно знать, что такое конская сбруя, как ее правильно выбрать и использовать, чтобы не причинить вред здоровью животного.

Источник: https://domaferma.com/loshadi/razvedenie-loshadey/sbrua-dla-losadej.html

Упряжь для лошади: виды, как управлять

Виды упряжи для лошадей

В современном мире экипаж, заправленный в лошадиную упряжь, на улицах городов вызывает бурю эмоций. Мы как будто попадаем в сказку, появляется ностальгия по временам, когда такие повозки сновали по улицам деревень и сел.

Упряжь для лошади

Европейская лошадь является развлечением и удовольствием, а в XIX веке она была незаменимым помощником человека, основной кормилицей в семье крестьянина. Пахота в поле, перевозка людей, товаров — выполнение всей тяжелой работы ложилось на нее. Лошади были первыми помощниками в завоевании земель, в перевозке военной техники, в путешествиях и т.д.

Те, кто держал в хозяйстве лошадь, понимали, что она поможет обеспечить семью.

Каждый человек, независимо от возраста, знал, что для продления жизни скакуна важен не только постоянный уход, но и хорошее оборудование, не перегружающее шею, качественная и верно подобранная по размерам коня сбруя.

Какие упряжи для лошади существуют? Можно ли сделать их самостоятельно? На какие критерии обратить внимание при выборе средства управления конем?

Что такое конная упряжь

Такими терминами, как конная упряжь или сбруя, называется совокупность всех приспособлений, обеспечивающих возможность управлять животным, располагаясь за ним в повозке.

Другими словами, это название подразумевает комплекс ремней с уздой и вожжами, надеваемый на корпус животного и позволяющий контролировать траекторию движения скакуна.

Слово упряжь в словаре имеет следующие синонимы: сбруя, упряжка, запряжка.

Людей, виртуозно владеющих упряжкой лошадей, называют:

  • кучер;
  • ямщик;
  • ездовой;
  • извозчик;
  • погонщик и т.д.

Только им достается право посредством вожжей, прикрепленных к узде, управлять лошадью.

Чтобы не причинять боль животному при езде, нужно правильно подобрать и подогнать все элементы, из которых состоит приспособление. Если неправильно затянуть ремни, то при соприкосновении с телом можно получить «ожог» мягких тканей либо другие повреждения. Как следствие работоспособность лошади снизится.

Возникновение и история

По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.

Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку.

Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь.

У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.

В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.

Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.

Из чего состоит упряжь

Элементы сбруи в каждой экипировке примерно одинаковые, поэтому есть смысл рассмотреть каждый элемент упряжи:

  • Хомут. Пожалуй, это самая важная часть упряжи, задача которой — равномерно распределить вес повозки на шею и плечевой отдел позвоночника скакуна. Размещают этот элемент около холки и вдоль основания шеи. Он не должен мешать скакуну двигаться и правильно дышать. Размеры хомута выбираются не слишком широкие или длинные, чтобы на теле коня не появились повреждения. Крепление, называемое верхний хомутный ремень (ременная дуга), требует постоянной проверки во избежание разрыва.
  • Узда. Одевается узда на голову. Она может быть с одним либо несколькими удилами или без них.
  • Шлея. Использование шлей при передвижении кобылы обеспечивает плотное удержание хомута. Под шлеей подразумеваются кожаные продольные, поперечные и откосные ремни.
  • Вожжи.

Эти упряжные части сбруи обеспечивают дистанционный контроль за лошадью. В комплекте две вожжи, левая и правая (одна длиннее другой). Их края соединяются с удилами.

Изготавливаются рассматриваемые части в виде прочных гладких (без колец и дополнительных застежек) ремней. На конце левой вожжи — пальчиковая петля, на конце правой — пряжка либо отверстие.

  • Подпруга — широкий прочный ремень для крепежа седла.
  • Также в экипировке есть аварийная защелка, при опасности вынимается штырь, и скакун отсоединяется от экипажа.
  • Шоры надеваются на глаза, не задевая их. Нужны эти части сбруи, чтобы исключить отвлекающие факторы для скакуна и обезопасить экипаж.
  • Шородержатели, чтобы от потока воздуха не колебались шоры (нужны, чтобы избежать дополнительного волнения лошади).
  • Оголовье скакунов лучше украшать на один мотив, чтобы группа спереди смотрелась гармонично.

Вот из чего состоит приспособление, которым пользуется тот, кто управляет упряжкой лошадей.

Типы упряжей

Со временем устройство сбруи менялось неоднократно (одна дуга добавлялась, другая убиралась, преобразовывалась), в зависимости от использования и количества животных, запрягаемых в повозку. В настоящее время можно выделить 3 типа упряжи для коней:

  • Сельскохозяйственные. В упряжке одна особь либо пара лошадей.
  • Транспортные. Они многолошадные (от трех и более). Использование — перевозка товара, груза, людей.
  • Выездные или парадные (например, летом — для свадеб, зимой — для саней). В них использовалось разное количество скакунов (2 и более).

Следовательно, в зависимости от предназначения упряжи, стали производить ее изготовление (нужно укрепить основную часть, украсить другую и т.д.).

Разновидности сбруи

В настоящее время существуют следующие виды упряжи:

  • Постромочная. Такая модель не имеет дышла и оглобель, также в ней отсутствует деревянная часть (дуга). Рассматриваемые приспособления чаще всего оборудуют дополнительно ручным тормозом, так как при движении вперед невозможно удерживать повозку (тяга производится за счет хомута и постромок).
  • Комбинированная. Эта вариация приспособлена к большим и сильным лошадям (иногда ее применяют и для быков). Обычно используют по 6-8 скакунов, каждый из которых выполняет свою функцию (они идут друг за другом). Например, пристяжных запрягают с коренниками. Их задача состоит в поворачивании повозки. Коренники — самые сильные и высокие, что позволяет им сдерживать экипаж. В начало ставятся выносные кони, которые и задают темп и траекторию.
  • Тачаночная. На сегодняшний день немного устаревший вид. В центре пара рабочих лошадей запрягается в дышло, боковые кони — за постромки, тачанки не используются. Постромки прикрепляются к вагам.
  • Постромочно-дышловая. Главное в этой упряжи — дышло (используется как регулятор движения и для поворота повозки). Подходит для одноконной и пароконной запряжки.
  • Цуг. Используется шестерка рабочих лошадей, к дышлу прикрепляют коренников, остальные кони в упряжке выносные.
  • Одноконная (европейская упряжь) дуговая и бездуговая. В оба вида запрягается по одной лошади. В бездуговой упряжи вся тяжесть повозки обеспечивается шлеей.

Существуют упряжи 2 видов: нагрудник и хомут. Хомут изготовлен по размеру животного, а нагрудники при помощи пряжек подгоняются под лошадь.

Теперь вы знаете, из чего состоит каждый вид упряжки, следовательно, сможете легко подобрать сбрую для одной или другой цели.

Дешевле при покупке обходится полностью готовая упряжь. Но случается, что не все предметы подойдут для вашего животного, поэтому детали рекомендуют покупать отдельно.

Секреты запряжки лошади в русскую упряжь.Европейская упряжь. Фильм второй. ЗапряжкаКурская мастерица шьет упряжь для лошадей

Способы управления лошадьми

Для управления скакуном опытный наездник применяет 3 основные команды:

  • Тело — наклон в сторону, который применит всадник, конь поймет, что от него требуют.
  • Поводья — лошадь направляется в определенную сторону.
  • Шенкель — ноги всадника расположены по бокам лошади.

Дополнительно используют хлыст и шпоры. Хоть хлыст и выглядит устрашающе, он не причиняет вред лошади. Шпоры применяют для усиления действия шенкеля.

Соревнования, скачки и верховая езда

Скачки — это соревнования, которые не могут оставить равнодушными любителей конного спорта. Атмосфера завораживает, но мало кто из публики задумывается, насколько важна техническая сторона: оснащение скакуна упряжью.

Тренировка скакуна, тактика, подготовка упряжи являются основными этапами подготовки к соревнованиям. Любой вид упряжи должен быть безопасным как для человека, так и для животного. В любом случае, будь то прогулка на пони, победа в элитных соревнованиях, простой бег гуськом, завоевание титулов, мастер должен всегда обеспечить безопасность скакунам.

У некоторых народов заведено на лошадь садится без специальных средств. В реальности лучше этого делать не стоит, ведь даже самый покладистый скакун может проявить волнение и агрессию.

На сегодняшний день существует множество конных клубов, предоставляющих возможность с помощью тренера познакомиться со скакунами, изучить техники езды на них и, соответственно, элементы сбруи.

Несмотря на то, что там процесс проходит под наблюдением тренера, нельзя забывать про подготовку (проверить седло, вожжи, вспомнить правильную посадку) и контакт с животным.

После того как коня оседлали, не стоит подходить к нему сзади, нужно всегда быть в поле зрения животного.

Верная посадка: расслабленные плечи и руки при прямой спине, носок выше пятки, голова слегка приподнята, взгляд устремлен вперед в центр между ушами. Прогибаться вперед либо назад не следует.

Верховая езда подразумевает позу, при которой нельзя отрывать от седла седалище. Руководить животным нужно корпусом.

Например, наклоны всадника вперед побуждают двигаться коня вперед, наклон назад — команда остановиться, наклон корпусом — направление движения.

Чтобы не набить себе шишек, нужно двигаться с лошадью в одном темпе. Прежде чем слезть с коня, следует спокойно отпустить повод и достать ноги из стремян.

Инструкция по запряганию скакуна

Надевать сбрую нужно аккуратно, чтобы никакая дуга, из которой состоит сбруя, не натирала нежную кожу скакуна, а жердь не мешала движению. Пошаговое руководство:

  • При надевании нагрудника расстояние над грудиной должно быть примерно с ширину ладони. Хомут надевают через голову вверх ногами (узкий конец вниз). Перевернуть его разрешается только после того, как пролезли уши. Если между хомутом и телом просовывается кулак, значит, он надет правильно.
  • Сбрую надевают на ремни холки, потихоньку затягивая подпругу. Спинной ремень (ременная дуга) проходит по спине ровно, подогнав, его останется соединить с накрупником.
  • Только после расправления хвоста подгоняется и закрепляется спинной ремень. Затем прикрепляются постромки и вожжи пропускают через кольца и соединяются с трензелями. Итак, оголовье на месте, осталось проверить звенья в желобе (они не перекручены в районе подбородной цепи).
  • Дальше пригодится помощник, который будет подталкивать к кобыле повозку (коляску). Оглобли нужно приподнять, только тогда нежная кожа животного не будет задета. Опустив оглобли, надо привязать их к постромкам. Чтобы избежать сильного подъема вверх, петли должны находиться перед скобами. Надо присоединить постромок с шлеей, которая должна оставаться горизонтально (параллельно земле).
  • Напоследок надо подтянуть подпругу.

Распрягать лошадь тоже нужно правильно. Данная процедура производится зеркально запряганию. Освободив коня от повозки, требуется осмотреть упряжь, чтобы она не протерлась, а животное — на наличие телесных повреждений.

Чистка упряжи

Естественно, после работы упряжь пропитана потом, поэтому за ней нужен определенный уход. Чтобы удалить грязь, нужно тщательно вычистить ее руками с использованием намоченной губки.

2 раза в месяц нужно протирать все части сбруи и жердь седельным мылом, предварительно отсоединив их. Затем нужно дать элементам высохнуть естественным способом (без солнечных лучей), иначе они начнут трескаться.

Отмытую упряжь важно смазать воском, кроме кожи высшего сорта (патентованной), которую протирают мягкой подсушенной тканью. Еще после просушки смазывают либо жиром, либо техническим маслом.

Хранение упряжи

После использования необходимо на специально приготовленную вешалку развесить упряжь. Помещение должно быть хорошо проветриваемым.

Чтобы облегчить свои труды и сохранить упряжь, можно использовать вешалки на колесиках, которые подкатываются к скакуну, при этом каждому элементу должен соответствовать отдельный крючок. Нельзя забывать про кнут (если его не распрямлять, он будет изогнут).

Качество ремней — это безопасность при езде. Упряжь должна быть легкой, но прочной, удобной в уходе, а в случае поломки — без сложностей в ремонте.

Перед тем как запрячь лошадь, убедитесь, что сбруя исправна (целы ремни, пряжки, защелки). Также надо проверить с внутренней стороны на наличие мусора или заломов.

Лошадиная упряжь — неотъемлемая часть безопасного экипажа, выбор разновидности которой зависит от вида выбранной повозки. Тому, кто управляет скакунами, придется запомнить, что сбруя должна быть на животном так, как нательное белье на человеке. Только тогда управление не доставит дискомфорта кобыле и кучеру.

Источник: https://FermoVed.ru/loshadi/upryazh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.